webjoomla.ru

Формирование и коррекция речевых навыков и умений в употреблении предложений школьниками с нарушением слуха
 
 
      Первая страница Новости Лечение О портале      
 
 
 
       
 
 
Разделы
  • Флеболог
  • ЛФК
  • Лечение
  • Лифтинг
  • Пилинг
  •  

    Лучшее:
    28.01.2015 Косточки на ногах лазерное лечение в спб

    30.01.2015 Полиуритановые втулки реактивных тяг

    11.02.2015 Г.абакан кодировка алкоголиков

    17.02.2015 Полтавская областная больница глазное одделениеполтава одзывы

     

    Вопрос
     

    Праздники сегодня
     

     
    Формирование и коррекция речевых навыков и умений в употреблении предложений школьниками с нарушением слуха
    Категория - Профилактика
         
         
     
    Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми
    скачать (1065.5 kb.)
    Доступные файлы (1):

    n1.docx

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    Часть I. Логопедия, ее предмет, задачи и методы.

    Логопедия — наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания.

    Логопедия является одним из разделов специальной (коррекционной) педагогики. Термин логопедия образован от греческих слов: логос (слово, речь) и пейдео (воспитываю, обучаю), что в переводе обозначает «воспитание речи».

    Предметом логопедии является изучение закономерностей обучения и воспитания лиц с нарушениями речи и связанными с ними отклонениями в психическом развитии. Логопедия традиционно подразделяется на дошкольную, школьную и логопедию взрослых. Основы логопедии как педагогической науки разработаны Р.Е. Левиной в 50—70-х гг. XX века и базируются на учении о сложной иерархической структуре речевой деятельности.

    Психологическую основу методик коррекции нарушений речи у детей составляет теория речи и речевой деятельности. Речевая деятельность реализуется в ее основных видах: слушание (аудирование), говорение (произношение), чтение, письмо (письменная речь). Эти виды являются основными для взаимодействия человека в процессе вербального общения. В зависимости от направленности па прием (декодирование) или выдачу (кодирование) речевого сообщения виды речевой деятельности подразделяются на рецептивные и продуктивные.

    Психологическая природа речи раскрыта в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, Т.Н. Ушаковой и др.

    Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Речь имеет полифункциональный характер. Она выполняет коммуникативную функцию (средство общения), интеллектуальную, или сигникативную, функцию (средство обобщения), индикативную (средство указания на предмет).

    Практическое решение проблемы преодоления речевого недоразвития у детей определяется пониманием соотношения языка и речи. Нередко эти термины неправильно употребляются как синонимы. В современных психологических и лингвистических исследованиях отмечаются существенные различия этих понятий.

    Язык — это система объективно существующих, социально закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание, а также система правил их употребления и сочетаемости.

    Речь же представляет собой психофизиологический процесс реализации языка.

    Язык является средством общения, а речь — процессом общения.

    В процессе речевого опыта у нормально развивающегося ребенка формируется речевая способность (лингвистическая способность, как указывается в некоторых работах). А.А. Леонтьев отмечает, что механизм речевой способности формируется на основе врожденных психофизиологических особенностей человека и под влиянием речевого общения. Лингвистическая способность — это совокупность речевых навыков и умений, сформировавшихся на основе полноценных предпосылок их развития. Различают четыре вида речевых умений — умение говорить, аудировать — для устной речи, умение писать и читать — для письменной речи.

    Компонентами лингвистической способности являются:

    -         ярковыраженная вербальная память, проявляющаяся в быстром образовании вербальных ассоциаций;

    -         быстрота и легкость образования функционально-лингвистических обобщений, выражающихся в формировании «чувства правильности» речи.

    Различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю.

    Внешняя речь включает следующие виды: устную (диалогическую и монологическую) и письменную.

    Диалогическая речь — психологически наиболее простая и естественная форма речи — возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.

    Реплика — ответ, возражение, замечание на слова собеседника — отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций.

    Отличительными чертами диалогической речи являются:

    эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса;

    ситуативность, т.е. предмет или тема обсуждения существуют в совместной деятельности или непосредственно воспринимаются.

    Диалог поддерживается собеседниками с помощью уточняющих вопросов, изменения ситуации и намерений говорящих. Целенаправленный диалог, связанный одной темой, называется беседой. Участники беседы обсуждают или выясняют определенную проблему с помощью специально подобранных вопросов.

    Монологическая речь — последовательное связное изложение одним лицом определенной системы знаний или события. Для монологической речи характерны последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли, грамматически правильное оформление, выразительность голосовых средств. Монологическая речь сложнее диалогической по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего.

    Выделяются три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на ряд подвидов, имеющих свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности.

    При отклонениях речевого развития от нормы монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.

    Письменная речь — это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативное™ и предполагает углубленные навыки звуко-буквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения. Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка-дошкольника происходят неосознанная обработка языкового материала, накопление звуковых и морфологических обобщений, которые создают готовность к овладению письмом в школьном возрасте (Р.Е. Левина, 1961). При недоразвитии устной речи, как правило, возникают нарушения письма различной тяжести.

    Внутренняя форма речи (речь «про себя») — это беззвучная речь, которая возникает, когда человек думает о чем-либо, мысленно составляет план высказывания. Внутренняя речь отличается по своей структуре предикативностью, свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения, т.е. имеет особое синтаксическое и семантическое строение при отсутствии фонетического оформления.

    В онтогенезе внутренняя речь формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой один из основных механизмов мышления.

    С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Подготовка проходит несколько стадий. Исходным для подготовки каждого речевого высказывания является мотив или замысел, который известен говорящему лишь в самых общих чертах. Затем в процессе превращения мысли в высказывание наступает стадия внутренней речи, которая характеризуется наличием семантических представлений, отражающих наиболее существенное ее содержание. Далее из большего числа потенциальных смысловых связей выделяются самые необходимые и происходит выбор соответствующих синтаксических структур (Л.С. Выготский).

    Внутренняя речь — это субъективный язык-посредник, с помощью которого замысел переводится во внешнюю речь (Н.И. Жинкин).

    На основе переструктурирования через семантический план строится внешнее речевое высказывание на фонологическом и фонетическом уровне с развернутой грамматической структурой, т.е. оформляется звучащая речь. Данный процесс может существенно нарушаться в любом из названных звеньев как у детей, так и взрослых, имеющих недостаточный речевой опыт или выраженную патологию речи.

    Нормальное развитие речи без нарушений может быть представлено в нескольких аспектах, связанных с постепенным овладением языком.

    Первый аспект — развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка.

    Второй аспект — овладение словарным запасом и правилами синтаксиса. Активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2—3 года и заканчивается к 7 годам. В школьном возрасте происходит совершенствование приобретенных навыков на основе письменной речи.

    Ко второму аспекту непосредственно примыкает третий, связанный с овладением смысловой стороной речи. Наиболее ярко он выражен в период школьного обучения.

    В психическом развитии ребенка речь имеет громадное значение, выполняя коммуникативную, обобщающую и регулирующую функции.

    Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Под воздействием речевого дефекта часто возникает ряд вторичных отклонений, которые образуют картину аномального развития ребенка в целом. Вторичные проявления речевой недостаточности преодолеваются педагогическими средствами, и эффективность их предупреждения и устранения непосредственно связана с ранним выявлением структуры дефекта.

    Согласно современным научным представлениям, нарушение речевого развития детей представляет одну из форм сложного когнитивного дефекта, который включает избирательное расстройство речевой функции и обусловленные им отклонения неязыковых функций и процессов.

    Для обозначения нарушений речевого развития используется широкий круг терминов, не всегда взаимозаменяемых и точных по смыслу: расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, патология речи, недоразвитие речи, отклонения речи.

    Нарушения речи — собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в языковой среде, которые частично или полностью препятствуют речевому общению, ограничивают возможности познавательного развития и социокультурной адаптации.

    Основные задачи логопедии состоят в следующем:

       определение распространенности и симптоматики нарушений речи у детей дошкольного и школьного возраста;

       исследование структуры речевых нарушений и влияние речевых расстройств на психическое развитие ребенка;

       разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств;

       изучение закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития;

       разработка научно обоснованных методов устранения и предупреждения различных форм речевой недостаточности;

       организация системы логопедической помощи.

    Практический аспект логопедии состоит в предупреждении, выявлении и устранении речевых нарушений. Прикладные задачи логопедии решаются при разработке специализированных программ для детей с различной структурой и выраженностью речевого нарушения; при создании методических систем логопедических занятий и упражнений, дидактических пособий, рекомендаций для родителей. Теоретические и практические задачи логопедии взаимосвязаны.

    Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют гармоническому развертыванию творческих сил личности ребенка, устраняют препятствия для реализации ее общественной направленности, приобретения знаний. Поэтому логопедия, являясь специальной отраслью, в то же время участвует в решении общепедагогических задач.

    К недостаткам развития речи относятся отклонения от нормального формирования языковых средств общения. Понятие о недостатках речевого развития включает в себя не только устную речь, но и предполагает во многих случаях нарушения письменной ее формы.

    Рассматриваемые в логопедии отклонения речи следует отличать от возрастных особенностей ее формирования. То или иное затруднение в пользовании речью можно рассматривать как ее недостаток только с учетом возрастных норм. При этом для различных речевых процессов возрастная граница может быть неодинаковой.

    Направление и содержание педагогических исследований речевой патологии у детей определяются принципами их анализа, разработанными Р.Е. Левиной и составляющими метод логопедической науки:

    1)             принципом развития;

    2)             принципом системного подхода;

    3)             принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития.

    Принцип развитияпредполагает анализ процесса возникновения дефекта. Для правильной оценки генезиса того или иного отклонения, как отмечал Л.С. Выготский, следует различать происхождение изменений развития и сами эти изменения, их последовательное образование и причинно-следственные зависимости между ними.

    Для генетического причинно-следственного анализа важно подвергнуть анализу все многообразие условий, необходимых для полноценного формирования речевой функции на каждом возрастном этапе ее развития.

    Принцип системного подхода. В сложном строении речевой деятельности различают проявления, составляющие звуковую, т.е. произносительную, сторону речи, фонематические процессы, лексику и грамматический строй. Нарушения речи могут затрагивать каждый из этих компонентов или их систему. Так, одни недостатки касаются только произносительных процессов и выражаются в нарушениях внятности речи без каких-либо других сопутствующих проявлений. Другие влияют на фонематическую систему языка и проявляются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, что влечет в дальнейшем нарушения чтения и письма. Вместе с тем существует группа нарушений, которая охватывает как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую систему и выражаются в общем недоразвитии всех сторон речи.

    Применение принципа системного анализа речевых нарушений позволяет своевременно выявлять осложнения в формировании тех или иных сторон речи.

    Раннее распознавание возможных отклонений как в устной, так и в дальнейшем в письменной речи позволяет предупреждать их с помощью педагогических (логопедических) приемов.

    Изучение характера дефекта речи, таким образом, предполагает анализ связей, существующих между различными нарушениями, понимание значимости этих связей. Логопедия опирается в данном случае на закономерности, выраженные в понятии системности языка.

    Принцип подхода к речевым нарушениям с позиций связи речи с другими сторонами психического развития. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Эти связи проявляются не только в нормальном, но и в аномальном развитии.

    Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности помогает найти оптимальные пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании речевого дефекта.

    Наряду с непосредственным исправлением речевых нарушений логопед должен воздействовать на те отклонения психического развития, которые прямо или косвенно мешают нормальному функционированию речевой деятельности или задерживают процесс коррекции.

    Специальное обучение в логопедии, таким образом, тесно связано с коррекционно-воспитательным воздействием, направление и содержание которого определяются зависимостью речевых нарушений от особенностей других сторон психической деятельности ребенка.

    Логопедия имеет тесные междисциплинарные связи с другими науками, прежде всего — с психологией, педагогикой, лингвистикой, психолингвистикой, языкознанием, физиологией речи, различными областями медицины.

    Комплексный подход к изучению и преодолению речевых нарушений предполагает знание теоретических достижений каждой из вышеназванных отраслей науки, координированную разработку практических мероприятий. Широко используются в логопедии данные психологии мышления, восприятия, памяти.

    Лингвистическую основу логопедии составляют фонологическая теория языка, учение о сложной структуре речевой деятельности, о процессе порождения речевого высказывания.

    Необходимостью хорошо представлять причины, механизмы и симптоматику речевой патологии, уметь дифференцировать первичное недоразвитие речи от сходных состояний при умственной отсталости, тугоухости, психических нарушениях и др. определяется связь логопедии с медициной (психиатрией, неврологией, отоларингологией и др.). Воспитателю необходимо ориентироваться в широком круге вопросов, касающихся развития детского организма, закономерностей формирования высших психических функций ребенка, особенностей речевого общения.

    Коррекция речевых дефектов у детей осуществляется методами обучения и воспитания. Большое значение имеет умелое использование общедидактических принципов, разработанных в общей и дошкольной педагогике.

    В логопедии разработаны различные формы воздействия: воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация. В дошкольной логопедии используются преимущественно воспитание, обучение и коррекция.

    Задачи нормализации речевого развития ребенка основываются на трех основных аспектах речевой деятельности:

       структурном (сформированность фонетической, лексической и грамматической системы языка);

       функциональном, или коммуникативном (развитие связной речи и двух форм речевого общения — диалога и монолога);

       когнитивном, или познавательном (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

    Выделение конкретных задач определяется спецификой речевого расстройства, возрастом ребенка, уровнем его психологического развития.

    В процессе формирования правильной речи учитываются общедидактические и методические принципы обучения. Выделим из них наиболее существенные для процесса нормализации речевой деятельности ребенка:

       принцип взаимосвязи сенсорного умственного и речевого развития, реализация которого направлена на обогащение речемыслительной деятельности;

       принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи, т.е.  направленность на формирование речевого высказывания;

       принцип формирования элементарного осознания явлений языка: предполагается особая организация процесса развития фонематического восприятия, морфологических закономерностей, практических грамматических обобщений;

       принцип обогащения мотивации речевой деятельности, т.е. направленность на преодоление речевого негатизма, стимуляцию речевой активности.

    В процессе логопедических и коррекционно-воспитательных занятий обеспечивается активная речевая практика в различных изменяющихся условиях общения и в разных видах деятельности.

    Огромное значение для осуществления полноценного логопедического воздействия имеет уровень педагогической квалификации воспитателя и логопеда. Работая со сложным контингентом детей, педагог должен обладать профессиональной компетентностью в области логопедии и дефектологии, хорошо знать психологические особенности детей, проявлять терпение и любовь к детям, постоянно чувствовать ответственность за успех их обучения, воспитания и подготовки к жизни, мастерски владеть культурой речи. Для осуществления эффективного коррекционного обучения и воспитания детей с нарушением речи необходимо:

       учитывать индивидуальные особенности детей;

       создавать мотивацию к преодолению речевых расстройств, адекватную возрастным и психофизиологическим особенностям ребенка;

       устанавливать коллегиальные взаимоотношения с врачом, психологом, учителем, родителями для выработки оптимального пути коррекции.

    Особые требования предъявляются к речи логопеда и воспитателя, которая должна быть образцом для детей и взрослых: недопустимы фонетические дефекты, убыстренный темп речи, нарушения орфоэпических и грамматических норм, использование жаргонных и просторечных слов и выражений. Большое значение имеет эмоциональность изложения.

    МЕТОДЫ

    Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

    Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи и обеспечивают взаимодействие двух сигнальных систем. Огромная роль в этом процессе принадлежит воспитателю.

    Словесные методы — на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядный материал и т.п.

    Практические методы используют при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений, игр, инсценировок и т.д.

    Особое значение в логопедии придается использованию репродуктивных и продуктивных методов и их сочетанию с учетом специфики речевого нарушения.

    Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности детей, формировании навыков четкого произношения звуко-слоговых упражнений, при восприятии речевых образцов. Их роль особенно велика в формировании первоначальных навыков произношения звуков, коррекции нарушений голоса. Эффективность этих методов значительно увеличивается, если их использовать в контексте интересных для ребенка видов деятельности.

    Продуктивные методы более широко используются при построении связных высказываний, различных видов рассказа, в творческих заданиях. Переход к использованию продуктивных методов каждый раз определяется логопедом и воспитателем в зависимости от конкретных задач коррекции нарушения и уровня сформированности необходимых предпосылок для перехода к самостоятельной речи.

    От правильного соотношения применяемых методов во многом зависят эффективность логопедического воздействия, качество и прочность сформированных речевых навыков в свободном общении.

    Методика логопедического воздействия при различных видах и  формах речевой недостаточности  использует все многообразие психолого-педагогических методов дошкольной коррекционной педагогики. Особенности применения этих методов определяются спецификой речевого расстройства, структурой соотношения первичных и производных нарушений речи ребенка, его возрастными особенностями.

    Логопедическое воздействие имеет своей целью направленную стимуляцию речевого развития с учетом нарушенной функции речевого механизма, коррекцию и компенсацию нарушений отдельных звеньев и всей системы речевой деятельности, воспитание и обучение ребенка с речевым нарушением для последующей интеграции его в среду нормально развивающихся дошкольников. В случае выраженных («тяжелых») нарушений речи важную роль играет перестройка речевой функции и формирование компенсаторных механизмов, замещающих нарушенное звено.

    ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

    Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.

    При рассмотрении многообразных причин речевой патологии применяют эволюционно-динамический подход, который заключается в анализе самого процесса возникновения дефекта, учете общих закономерностей аномального развития и закономерностей речевого развития на каждой возрастной стадии (И.М. Сеченов, Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова и др.).

    Необходимо специально изучать и условия, окружающие ребенка. Принцип единства биологического и социального в процессе формирования психических (в том числе и речевых) процессов позволяет определить влияние речевого окружения, общения, эмоционального контакта и других факторов на созревание речевой системы. Примерами неблагоприятного воздействия речевого окружения могут служить недоразвитие речи у слышащих детей, воспитывающихся у глухих родителей; у длительно болеющих и часто госпитализируемых детей; возникновение у ребенка заикания при длительных психотравмирующих ситуациях в семье и др.

    У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям. Можно выделить некоторые виды дефектов речи, которые возникают по подражанию: например, дефекты произношения звуков л, р, ускоренный темп речи и др. Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды ее развития, которые создают предрасполагающие условия для «срыва» речи: в 1—2 года, в 3 года и в 6—7 лет.

    Основные причины патологии детской речи:

    различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др;

    родовая травма и асфиксия(недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания)во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям;

    заболевания в первые годы жизни ребенка; в зависимости от времени их воздействия локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Отрицательно влияют на развитие речи частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты, ранние длительные желудочно-кишечные расстройства;

    травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга;

    наследственные факторы; в этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной не достаточностью;

    неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

    Каждая из названных групп причин, а нередко и их сочетание, могут обусловить нарушения различных сторон речи.

    При анализе причин возникновения нарушений учитывается соотношение речевого дефекта и сохранных анализаторов и функций, которые могут быть источником компенсации при коррекционном обучении.

    Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу или же в младших классах, их трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживают у ребенка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.

    Раннее выявление детей с отклонениями в развитии в первую очередь проводится в семьях с «повышенным риском», к которым относятся:

    семьи, где уже имеется ребенок с тем или иным дефектом;

    семьи с умственной отсталостью, заболеванием шизофренией, нарушением слуха у одного из родителей или у обоих;

    семьи, где матери перенесли во время беременности острое инфекционное заболевание, тяжелый токсикоз;

    семьи, где имеются дети, перенесшие внутриутробную гипоксию(кислородное голодание), природовую асфиксию, травму или нейроинфекцию, черепно-мозговые травмы в первые месяцы жизни.

    В нашей стране последовательно осуществляются мероприятия по охране здоровья матери и ребенка. Среди них в первую очередь следует назвать диспансеризацию беременных женщин, страдающих хроническими заболеваниями, периодическую госпитализацию женщин с отрицательным резус-фактором и многие другие.

    В профилактике аномалий речевого развития большую роль играет диспансеризация детей, перенесших родовые травмы.

    Большое значение для предупреждения рождения детей с речевыми дефектами имеет распространение знаний о причинах и признаках речевой патологии среди врачей, педагогов и населения в целом.

    В настоящее время огромное внимание уделяется проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития детей. Широко распространяется опыт коррекционной работы с детьми раннего возраста путем создания ясельных диагностических групп с соответствующим методическим обеспечением. Создан Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с отклонениями в развитии (г. Москва).

    ВОПРОСЫ

    Что является предметом логопедии?

    Какие формы и виды речи вы знаете?

    Расскажите об аспектах нормального развития речи детей.

    Что понимается под термином «нарушение речи»?

    В чем состоят основные задачи логопедии?

    Какие вы знаете принципы анализа речевой патологии?

    Расскажите об основных методах логопедического воздействия.

    Перечислите факторы, которые могут стать причиной речевых нарушений у ребенка.

    Часть II. Основные формы и виды речевых нарушений.

    Известно, что нарушения речи носят многообразный характер в зависимости от их степени, от локализации пострадавшей функции, от времени поражения, от выраженности вторичных отклонений, возникающих под воздействием ведущего дефекта.

    Поскольку речевые нарушения долгое время оставались предметом изучения дисциплин медико-биологического цикла, большое распространение получила клинико-педагогическая классификация речевых нарушений (М.Е. Хватцев, Ф.А. Рау, О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский, Б.М. Гриншпун и др.). В основе клинической классификации лежит изучение причин (этиологии) и патологических проявлений (патогенеза.) речевой недостаточности. Выделяются различные формы (виды) речевой патологии, каждая из которых имеет свою симптоматику и динамику проявлений. Схематически клинико-педагогическая квалификация представлена ниже.

    Нарушения устной речи

    Расстройства фонационного оформления:

    афония, дисфония — отсутствие или нарушение голоса;

    брадилалия — патологически замедленный темп речи;

    тахилалия — патологически убыстренный темп речи;

    заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;

    дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;

    ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;

    дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

    Нарушения структурно-семантического оформления высказывания:

    алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга;

    афазия — полная или частичная утрата,  обусловленная локальными поражениями головного мозга.

    Нарушения письменной речи

    Дислексия (алексия) — частичное (полное) нарушение процессов чтения.

    Дисграфия (аграфия) — частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.

    Для данной классификации характерно объединение психолого-лингвистических и клинических (этиопатогенетических) критериев.

    В соответствии с особенностями нарушения для каждой формы в настоящее время разработаны специфические методы и приемы коррекционно-логопедической работы.

    В качестве основы для комплектования специальных логопедических учреждений и выбора фронтальных методов воздействия широко используется психолого-педагогическая классификация речевых нарушений. Она разработана Р.Е. Левиной и основана на выделении прежде всего тех признаков речевой недостаточности, которые важны для осуществления единого педагогического подхода в обучении и воспитании.

    На основе психолингвистических критериев — нарушения языковых средств общения и нарушения в применении средств общения в процессе речевой коммуникации — дефекты речи делятся на две группы.

    К первой группе относятся следующие нарушения: фонетическое недоразвитие; фонетико-фонематическое недоразвитие; общее недоразвитие речи.

    Ко второй группе относится заикание, при котором основой дефекта является нарушение коммуникативной функции речи при сохранности языковых средств общения.

    Все эти нарушения будут подробно рассмотрены в соответствующих главах.

    Психолого-педагогическая классификация открыла широкие возможности для внедрения в логопедическую практику научно обоснованных фронтальных методов коррекционного воздействия на нарушенную речь и другие психические функции детей дошкольного и школьного возраста. С точки зрения психолого-педагогической классификации наиболее значимым является вопрос о том, какие именно компоненты речевой системы затронуты, недоразвиты или нарушены. Придерживаясь этого подхода, логопед может четко представить себе направление коррекционного обучения при выявлении каждой категории речевого расстройства: общего недоразвития речи, фонетико-фонематического недоразвития, при недостатках произношения звуков.

    Каждая группа дефектов, в свою очередь, различается по форме (природе) нарушения и степени его выраженности.

    Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификации взаимно дополняют друг друга и используются как в диагностике, так и при коррекции речевых нарушений.

    ВОПРОСЫ

    Что понимается под термином «нарушение речи»?

    Расскажите об основных видах речевой патологии:

    в устной речи;

    в письменной речи.

    В чем состоят основные особенности двух типов классификации речевых нарушений?

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Часть I. Логопедия, ее предмет, задачи и методы

    Источник: http://nashaucheba.ru/v62160/%D1%87%D0%B8%D1%80%D0...

     
     
         

     
     
     
     
         
      © 2014 webjoomla.ru